Детский сад №81 "Солнышко" группа "Кюнчээн"

Кружковая работа на тему: «Очумелые ручки» дети 4-5 лет.

09 сентября — 30 мая
















































































Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Очумелые ручки»

Программа рассчитана на детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год.

Разработала: воспитатель ср.гр: Килина И.А.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом ) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4-5лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно предлагать детям художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.

Цель программы:

1.развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности;

2.развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У детей еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

3.Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения ИЗО искусства, понимать содержание, средства выразительности ( цвет, форма, композиция ), подводить к пониманию того, что передают настроение.

Поощрять самостоятельность, инициативу при выборе содержания изображаемого.

Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения, соотношения личного опыта с фактами, описанными в них.

Формировать образные представления о предметах и явлениях природного характера, видеть их общие, типичные признаки и свойства, понимать взаимосвязь и красоту природных явлений.

Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подводить к пониманию единства содержания и средств выразительности в разных видах искусства.

Формировать навыки и умения собственности, творческой, изобразительной декоративной деятельности.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Срок реализации образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год обучения. Занятия с детьми проводятся 1 раза в неделю по 20 минут. По учебному плану в год предусмотрено 32 занятия.

Принципы организации образовательного процесса

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

самостоятельность детей;

развивающий характер обучения;

интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения детьми предыдущих заданий;

принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества детей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из ткани. основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов .Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с тканью провести занятия по знакомству со свойствами различных материалов. При обучение различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделок. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными(материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества .А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей ,которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада. Предложенная программа вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Принцип построения:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата .Также циклы очень мобильны ,ими легко пользоваться

.-от простого к сложному.

-системность работ.

-принцип тематических циклов.

-индивидуального подхода.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности умелые ручки рабочей программой предусмотрено:

1.Наглядные (показ воспитателя, пример, помощь)

2.Словесные (объяснение, описание поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение подели).

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда воспитатель вместе с детьми выполняет работу,

Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.

Режим занятий

Среда: 1-я подгруппа- 11.15-11.35

2-я подгруппа- 11.45-12.05

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Этапы работы.

1этап-знакомства со свойствами материалов.

2этап-обучение приемам изготовления.

3этап-изготовление поделок

.Работа с родителями :индивидуальные консультации, анкетирование ,ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы: приглашение родителей на открытое занятия, на выстави детских работ.

Средняя группа:

-Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

-Освоят навыками работы с ножницами и клеем.

-Научатся видеть необычное в обычных предметах.

-Разовьют мелкую моторику рук.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.


Критерии, по которым я оценивала освоение ребенком ручного труда:

- имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

- владеет приемами работы с различными материалами; различными техниками художественного творчества;

- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;

- умеет самостоятельно провести анализ поделки;

- использует свои конструктивные решения в процессе работы;

- учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

- выполняет работу по замыслу;

- умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;

показывает уровень воображения и фантазии;

использует в работе разные способы ручного труда.

Диагностика по ручному труду:



№ п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять, вырезать)

Мелкая моторика






природный

бросовый

пластилин

декупаж




1

Дима Х.








2

Айхан В.








3

Юля Я.








4

Марина Н.








5

Таня П.








6

Даниил С.








7

Саша К.








8

Василиса П.








9

Вика Ч.








10

Ангелина С.








11

Анжелика В








12

София К.










Сформирован -

На стадии формирования -

Не сформирован -

Педагогическое обследование детей по ручному труду
(средняя группа)

п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки сформированы

На стадии формирования






1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный, бросовый, пластилин, салфетки

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Клей, ножницы, стека, палочки

Владеет приемами (режет, наклеивает)

Владеет приемами

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного и бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки,скорлупа орехов, баночки, коробочки и т.д.

Октябрь


1

Вводное занятие

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.





2

«Осеннее дерево»

Цель: Учить наносить клей на определенный участок, аккуратно засыпать этот участок крупой (фасоль). Развивать мелкую моторику.

Материал:Картон, клей, салфетки, фасоль.



3

«Листопад»

Цель:Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета(желтая, зеленая, оранжевая,красная). Развивать мелкую моторику.

Материал:Бумага, цветная бумага, клей, салфетки.


4

«Ежик»

Цель: Учить детей работать с природным материалом (шишки), Дополнять работу недостающими деталями.

Материал:Пластилин,шишкиБумага, цветная бумага, клей, салфетки.

Ноябрь


1



«Веселые ладошки»

Цель: Закрепить навык работы с шаблонами. Планировать свою работу, придумывать сюжет.

Материал:Бумага, краски.

2

«Украсим свитер»

Цель: Учить наносить клей на участок работы, засыпать этот участок макаронами, обводить контур силуэта фломастером. Дополнять работу недостающими деталями.

Материал: Шаблон свитера из картона, макароны, клей, салфетки, кисточки, краски.



3

«Снегирь» коллективная работа

Цель: Закрепить умение отрывать кусочек салфетки и сворачивать его в шарик. Клеить шарики на контур силуэта.

Материал:Салфетки, клей, ватман.



4

«Разноцветный коврик»

Цель: Закрепить умение рвать бумагу на мелкие части. Создавать из частей бумаги разноцветный рисунок.

Материал:Бумага цв., картон, клей, кисточка, салфетка.

Декабрь


1


«Снеговик»

Цель: Упражнять в аппликации ватными дисками, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями.

Материал:Ватные диски, клей, картон, краски, кисточка.


2

«Елочки растут в лесу» (коллективная работа)

Цель:Упражнять в складывании бумаги «двойной треугольник». Дополнять работу новыми деталями.

Материал:бумага ( оригами)


3

«Собачка»

Цель:Учить наносить клей на участок работы, засыпать этот участок заваркой, обводить контур силуэта фломастером. Дополнять работу недостающими деталями.

Материал:Картон, клей, заварка, фломастеры.




4

«Снежинки»

Цель:Упражнять в умении составлять рисунок снежинки из макаронных изделий. Начинать работу с середины.

Материал: Картон, клей, макароны, краски, кисть.



Январь



1



«Утята»

Цель:Учить намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

Материал: Картон, клей, нитки.




2





«Кругом лежит снег»

Цель:Закрепить умение рвать бумагу на части и составлять из нее рисунок, видеть образ снега в белых кусочках бумаги. шарик. Клеить шарики на контур силуэта.

Материал: Картон, бумага, клей.




3





«Парусник»

Цель:Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из скорлупы грецких орехов мастерить парусник.

Материал: Скорлупа грецких орех, пластилин, бумага.

4

«Зайчик на полянке» (коллективная работа)

Цель:Упражнять в аппликации ватой, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями.

Материал: цв. Картон, клей, вата, ватные палочки.

Февраль


1



«Солнышко»

Цель:Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.

Материал:Бумага, клей.

2



«Танчики»

Цель: Упражнять в умении создавать объемную игрушку. Работать аккуратно.

Материал: паралоновые губки, трубочки пластмассовые, цв. бумага.

3

«Жирафик»

Цель:Упражнять в скатывании в комок полосок из бумажных салфеток. Упражнять наклеивание бумажных шариковна силуэт.

Материал:Картон, клей, салфетки.



4



«Праздничные шары»

Цель:Упражнять в аппликации крупой, разного цвета, самостоятельно подбирать нитку для шарика.

Материал:Картон, крупа, нитки, клей.

Март


1


«Подарок для мамы»

Цель:

Материал:Цветная бумага, картон, клей.


2

«Ласточки прилетели» (коллективная работа)

Цель: Упражнять в аппликации на дисках, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями.

Материал:Диски, трафареты, клей, нитки.


3



«Матрешка»

Цель:оригами Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошка», научить делать «матрешку».

Материал: цветная бумага.

4

«В гости к нам весна пришла»

Цель:Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.

Материал:Гафрированная бумага, ватные диски, клей, салфетки.

Апрель


1

«Подснежники»

Цель:Упражнять в аппликации ватными дисками, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями.

Материал: Пластилин, ватные палочки, баночки из под йогурта.

2

«Паучок»

Цель: Продолжать учить аккуратно пользоваться клеем. Из скорлупы грецких орехов мастерить парусник.

Материал: Скорлупа грецкого ореха, декоративная проволока, пластилин.



3

«Одуванчики расцвели» (коллективная работа)

Цель:Упражнять в умении создавать объемную аппликацию из салфетки и цветной бумаги.

Материал:Ватман, цветная бумага, клей.


4


«Ландыши»

Цель:Упражнять в аппликации ватой, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями.

Материал:Цветная бумага, картон, вата, клей.

Май


1


«Божьи коровки» (коллективная работа)

Цель: Уметь работать сообща, помогать друг другу. Учить работать с бросовым материалом.

Материал: Ватман, клей, крышки от сока, краски, кисти.

2


«Аист в гнездышке»

Цель:Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.

Материал:Картон, ватные диски, клей.



3



«Разноцветный коврик»

Цель:Закрепить умение рвать бумагу на мелкие части. Создавать из частей бумаги разноцветный рисунок.

Материал:Цветная бумага, клей, картон.

ВЫСТАВКА

ДЕТСКИХ

ПОДЕЛОК


Методическое обеспечение

Пословицы и поговорки


Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. Каков мастер, такова и работа.

  2. Умелые руки работы не боятся.

  3. В хорошей артели всяк при деле.

  4. Сперва думай, потом делай.

  5. Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

  6. Сломать легко, сделать трудно.

  7. Есть терпение будет и умение.

  8. Кто первый в труде, тому слава везде.

  9. Кто работы не боится, у того она и спорится.

  10. Кто в труде впереди, у того орден на груди.

  11. Маленькое дело лучше большого безделья.

  12. Мало хотеть надо уметь.

  13. Была бы охота, заладится всякая работа.

  14. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

  15. С умом больше сделаешь, чем одной силой.

  16. Глаза страшатся, а руки делают.

  17. Труд все побеждает.

  18. Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

  19. От желания к исполнению приложи умение.

  20. Наскоро сделать – переделывать.

  21. Без топора не плотник, без иглы не портной.

  22. Кому работа в тягость, тот не знает радость.

  23. Каков человек, таков и инструмент.

  24. От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

  25. Поспешишь – людей насмешишь.

  26. От скуки бери дело в руки.

Пальчиковые игры


  1. Сказки оживают

    Кусочки пластилина катает наша Зина:

    Шарики, колбаски, и оживают сказки.

    Пальчики стараются, лепят, развиваются.

  2. Все из пластилина

    Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

    Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

  3. Снежинка

    Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

    Отогну еще разок, получился уголок.

    Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

  4. Коврик

    Коврик плету из полосок бумажных.

    Видела коврик такой я однажды.

    Яркими красками коврик горит,

    Можно подружке его подарить.

  5. Театр

    Кукол рисую, потом вырезаю.

    С ними в театр интересно играю.

    Нравится маме театр бумажный.

    Ловкие руки – как это важно!

  6. Карандаш

    Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

  7. Орехи

    Научился два ореха между пальцами держать.

    Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

  8. Бусинки – горошки

    Покатаю я в руках бусинки, горошки.

    Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

  9. Катя – мастерица

    Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.

    А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:

    Зайчиков и мишек, все из разных шишек.

  10. Бусы

    Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.

    Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.

  11. Удачный кораблик

    Скорлупка ореха, из палочки – мачта.

    Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.

  12. Золотой коврик

    Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!

    В день рождения вручила маме коврик золотой.

  13. Муха

    Муха не летящая, муха не жужжащая,

    Сделана из скорлупы. Ты не настоящая.

  14. Жираф

    Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.

    А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.

  15. Силач

    Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,

    Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.

  16. Журавль

    Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.

    Краску беру и журавль – настоящий.

    Встретит он братьев, к нам с юга летящих.

  17. Ослик

    Ослик отличный вышел из пробок.

    только характером ослик мой робок:

    Тигра боится, от волка бежит,

    И по – ослиному громко кричит.

Список использованной литературы.

А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очумелые ручки».- М.: «Просвещение»,2005.- 178с.

Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд –во «Акцидент», 2001. – 85с.

Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием»

С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».- Спб.: «Просвещение»,2009. – 155с.

М.А.Гусакова «Аппликация в дет.саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128с.

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

“Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)

В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”

Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”




























































Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.