Детский сад №81 "Солнышко" группа "Кюнчээн"
Кружковая работа на тему: «Очумелые ручки» дети 4-5 лет.
09 сентября — 30 мая
Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Очумелые ручки» Программа рассчитана на детей: 4-5 лет Срок реализации: 1 год. Разработала: воспитатель ср.гр: Килина И.А. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом ) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4-5лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно предлагать детям художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. Цель программы: 1.развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности; 2.развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. У детей еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. 3.Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Задачи работы с детьми 4-5 лет. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения ИЗО искусства, понимать содержание, средства выразительности ( цвет, форма, композиция ), подводить к пониманию того, что передают настроение. Поощрять самостоятельность, инициативу при выборе содержания изображаемого. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения, соотношения личного опыта с фактами, описанными в них. Формировать образные представления о предметах и явлениях природного характера, видеть их общие, типичные признаки и свойства, понимать взаимосвязь и красоту природных явлений. Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подводить к пониманию единства содержания и средств выразительности в разных видах искусства. Формировать навыки и умения собственности, творческой, изобразительной декоративной деятельности. Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Направления работы. Развитие творческих способностей Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Срок реализации образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год обучения. Занятия с детьми проводятся 1 раза в неделю по 20 минут. По учебному плану в год предусмотрено 32 занятия. Принципы организации образовательного процесса За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают: самостоятельность детей; развивающий характер обучения; интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы: принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения детьми предыдущих заданий; принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. Основными формами организации образовательного процесса являются: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества детей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из ткани. основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов .Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с тканью провести занятия по знакомству со свойствами различных материалов. При обучение различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделок. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными(материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества .А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей ,которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада. Предложенная программа вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Принцип построения: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата .Также циклы очень мобильны ,ими легко пользоваться .-от простого к сложному. -системность работ. -принцип тематических циклов. -индивидуального подхода. Методы Для качественного развития творческой деятельности умелые ручки рабочей программой предусмотрено: 1.Наглядные (показ воспитателя, пример, помощь) 2.Словесные (объяснение, описание поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение подели). В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда воспитатель вместе с детьми выполняет работу, Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области. Режим занятий Среда: 1-я подгруппа- 11.15-11.35 2-я подгруппа- 11.45-12.05 Ожидаемые результаты освоения программы Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Этапы работы. 1этап-знакомства со свойствами материалов. 2этап-обучение приемам изготовления. 3этап-изготовление поделок .Работа с родителями :индивидуальные консультации, анкетирование ,ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы: приглашение родителей на открытое занятия, на выстави детских работ. Средняя группа: -Познакомятся с различными материалами и их свойствами. -Освоят навыками работы с ножницами и клеем. -Научатся видеть необычное в обычных предметах. -Разовьют мелкую моторику рук. Способы работы: 1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. 2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций. 3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток. 5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение. 6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. 7.Скрепление различных деталей. 8.Скатывание ниток в клубок. 9.Нанизывание различных предметов. 10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков. 11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 12Конструирование из коробок с элементами аппликации.
Критерии, по которым я оценивала освоение ребенком ручного труда: - имеет представление о материале, из которого сделана поделка; - владеет приемами работы с различными материалами; различными техниками художественного творчества; - самостоятельно определяет последовательность выполнения работы; - умеет самостоятельно провести анализ поделки; - использует свои конструктивные решения в процессе работы; - учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки; - выполняет работу по замыслу; - умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей; показывает уровень воображения и фантазии; использует в работе разные способы ручного труда. Диагностика по ручному труду:
Сформирован - На стадии формирования - Не сформирован - Педагогическое обследование детей по ручному труду
Перспективное планирование
Методическое обеспечение Пословицы и поговорки
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Пальчиковые игры
Список использованной литературы. А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очумелые ручки».- М.: «Просвещение»,2005.- 178с. Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд –во «Акцидент», 2001. – 85с. Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием» С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».- Спб.: «Просвещение»,2009. – 155с. М.А.Гусакова «Аппликация в дет.саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128с. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками” Н.Докучаева “Сказки из даров природы” Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир” Н.М.Конышева “Умелые руки” Н.М.Конышева “Секреты мастеров” М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры” “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила) В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки” Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.