Детский сад №81 "Солнышко" группа "Кюнчээн"
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 23253.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Килина Ирина Александровна (УИ №1895816, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Кружковая работа "Веселая математика"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 81 «Солнышко» городского округа «город Якутск» Утверждено: Заведующая МБДОУ д/ с № 81 «Солнышко» Спиридонова С. Е ________ «__» __________20___ Рабочая программа кружка «Весёлая математика» в подготовительной группе №2 «Кюнчээн» 2019 -2020 учебный год
Руководитель: Килина Ирина Александровна
г. Якутск Содержание:
1.Пояснительная записка-----------------------------------------------3-4стр. 2.Практическая значимость и цель программы---------- --------4-6стр. 3.Формы организации НОД и формы подведения итогов------6-7стр. 4.Разделы программы---------------------------------------------------7-9стр. 5.Тематическое планирование по месяцам-------------------------9-15стр. 6.Литература---------------------------------------------------------------16стр.
Пояснительная записка:
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Веселая математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух. Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты Программа логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки», учебно-методических пособий: и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей
Практическая значимость программы: 1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению. 2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей. 3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые можно использовать в индивидуальной работе с детьми и кружковой работе. Связь этой программы, уже с существующей состоит в том, что совместная деятельность взрослого с детьми организуется, на основе интересов, потребностей и склонностей детей. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, в педагогической деятельности кружка широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения, задачи-шутки, загадки, логические игры Цель моей работы: создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу. Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач: а) создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников; б) способствовать формированию мыслительных операций, высокой познавательной мотивации, инициативы в деятельности и в общении; в) вовлечение родителей в образовательный процесс.
Основные задачи программы: научить решать логические задачи; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей. закрепление представлений о величине; развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие. Учить считать по образцу и названному числу. Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Учить воспроизводить количество движений по названному числу. Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр. Учить составлять числа из двух меньших на наглядном материале. Учить, как из неравенства сделать равенство. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр и требованиями ФГОС, так и в самостоятельной деятельности детей (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды). Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Вся НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям. Состав группы -10 человек. Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД: В процессе НОД используются различные формы: -Традиционные -Комбинированные -Практические -Игры, конкурсы Методы: -Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) -Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий) -Показ мультимедийных материалов Используемые пособия: палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные дидактические игры, лото, логические игры Мною была создана развивающая математическая среда, в которую вошли: дидактические игры (сенсорные «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера «Найди по контуру», «Волшебная дощечка» , «Найди и назови», и другие); развивающие игры (палочки Кюизенера, «Сложи узор, «Точки»); математические развлечения (игры на плоскостное моделирование - Пифагор, «Колумбово Яйцо», «Волшебный круг», игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы). Задачки на развитие логического мышления.Эти игры учат действовать «в уме», логически мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности. Программа распределена по разделам: Геометрические фигуры Количество и счёт; Определение величины; Ориентировка во времени, пространстве; Решение логических задач.Геометрические фигуры. В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Пифагор». Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление. Количество и счет. Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы. внимание, память, логические формы мышления. Поставленные цели реализую через следующие игры: «Назови следующее, предыдущее число» «Назови соседей числа» «Назови меньше на 1, больше на 1» «Вверх вниз по числовой лестнице» «Составь и реши задачу». Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Определение величины. Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. В работе по данному разделу использую игры–эксперименты: «В каком сосуде больше воды?» «Что легче, что тяжелее?» «Что тонет, что плавает?» «Подбери шарфик для кукол» «Короче-длиннее» «Подбери мебель для трех медведей» В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Ориентировка во времени В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года. В работе использую следующие дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра» «Дни недели» «Мой режим дня по часам» «Определи время по часам» «Когда это бывает?» «Что перепутал художник?» Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам. Особым блоком выделяю логические задачи. Логические задачи Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Используемые пособия ( палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Литература:
7 ноября 2019 в 09:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.